Начиная продвигать коммерческий сайт, многие сеошники и владельцы e-commerce-бизнеса сталкиваются с проблемой: первые 1-2 страницы выдачи занимают маркетплейсы и каталоги, оставшиеся позиции – прерогатива крупных проектов. Кажется, что с ними невозможно конкурировать, однако некоторым сайтам удается обойти агрегаторы в поисковой выдаче. Рассказываем, какими бывают агрегаторы, как с ними конкурировать и какие меры лучше предпринять.
Какие виды агрегаторов существуют
Агрегатор – онлайн-каталог компаний, в котором собраны сведения о товарах и услугах. Сервисы используют клиенты, желающие сравнить цены, изучить предложения разных продавцов. Все виды каталогов можно разделить на три группы:
- классические каталоги, дающие сведения о коммерческом предложении. Клиент ищет товар, переходит на сайт продавца и делает покупку. Размещение в каталогах – платное для предпринимателей;
- маркетплейсы, являются платформами с возможностью продажи товаров (иногда услуг). Клиенты оформляют сделки на сайте маркетплейса без перехода на сайт продавца. Wildberries, OZON, AliExpress – яркие представители группы;
- классифайды (от англ. слова «объявление»), на которых предприниматели самостоятельно размещают объявления. Использование – бесплатное для ограниченного количества товаров, после превышения лимита предприниматель должен оплачивать услуги площадки. В эту группу можно отнести сервисы Юла, Авито и другие.
Многие предприниматели, устав бороться с ветряными мельницами, присоединяются к агрегаторам, что позволяет наладить стабильный сбыт товаров, привлекать теплый трафик на сайт и развивать собственный бренд.
Примеры агрегаторов, работающих в разных нишах
Каталоги доступны практически для всех сфер бизнеса – от продаж до туристических услуг. Они успешно конкурируют с обычными сайтами и лидерами рынка. Рассмотрим самые известные агрегаторы и принцип их работы.
Товары и услуги
Каталоги собирают продукцию и услуги, которые пользователи могут приобрести без необходимости покидать сервис – это маркетплейсы. Доступны несколько вариантов сотрудничества, но все сделки заключаются через площадку сервиса: продавец самостоятельно организовывает хранение товаров или передает их на склад маркетплейса. Такими сервисами в России являются:
- Яндекс.Маркет, на котором представлено более 15 категорий и тысячи брендов. Доступны бонусы и разные виды дисконта, удобный интерфейс и огромный каталог. Объединяет 100 млн товаров, которые дополнены актуальными ценами и описаниями, реализована возможность сравнивать продукты и покупать в мобильном приложении;
- OZON, пионер российского рынка маркетплейсов, созданный в далеком 1998 году. На OZON продается практически все – от косметики до напитков, доставка выполняется по России и за границу, комиссии нет, существуют бонусные программы.
Помните, что для сотрудничества с маркетплейсами необходима организационно-правовая форма (от самозанятого до ООО), а также сертификаты на товары.
Недвижимость
Сервисы используют для продажи и покупки, а также аренды и субаренды недвижимости – от маленьких квартир до загородных домов. Обеспечивают отличную аналитику по рынку: сравнение цен, ставки за разные годы, динамика роста или падения стоимости, иные данные. Через сервисы можно связаться с собственником/покупателем, риелтором или профильным агентством, чтобы заключить сделку. Лидирующие позиции среди каталогов недвижимости занимают:
- Avito.ru, объединяющий свыше 2 млн объявлений. Используя сервис, можно купить, продать или арендовать разные объекты: квартиры, частные дома, таунхаусы и коттеджи, земельные участки. География работы охватывает российский и зарубежный рынки. Реализованы удобный фильтр и система поиска, каждое объявление дополнено фотографиями и описаниям, можно узнать расположение объекта. Доступны сайт и мобильное приложение, коммуникация по телефону или во внутреннем чате;
- Cian.ru, в базе которого представлены объявления об аренде и продаже жилья. Ежемесячная посещаемость превышает отметку 26 млн пользователей. Все объявления проходят ручную модерацию, поиск адаптирован под популярные запросы, есть фильтры – от года постройки до вида из окна, а также подборки похожих объектов. Информацию можно искать на сайте или в мобильном приложении.
Туризм
Сервисы собирают актуальные сведения по турам или для поиска жилья во время поездок. Реализованы многочисленные фильтры: дата, время выезда, «звездность» отеля, цены, инфраструктура, например, наличие бассейна или кухни в номере, иные. Самыми популярными туристическими агрегаторами считаются:
- Level Travel, заменяющий турагентство. Задав параметры, пользователь получает релевантные результаты, может оформить бронь в несколько кликов;
- международный сервис Booking.com. Позволяет забронировать любые типы жилья: дома, апартаменты, отели, хостелы и т. д. Бронь может быть с предоплатой или без нее, доступны оценки и отзывы туристов, уже отдыхавших в объекте.
Образование
Сервисы объединяют данные о преподавателях и репетиторах, можно посмотреть сведения о стаже работы, опыте, образовании, а также познакомиться с отзывами учеников или их родителей. К таким сервисам можно отнести:
- Профи.ру. Есть предложения от разных специалистов, в том числе из образовательной сферы. Регистрация платная, комиссия равноценна цене трех учеников, а рейтинг формируется на базе отзывов. Можно использовать фильтр, чтобы искать учеников самостоятельно;
- Ассоциация репетиторов. Размещено много резюме от педагогов-предметников: химия, русский или иностранные языки, информатика, прочие дисциплины. Комиссия взимается после сотрудничества, в базе – сотни преподавателей из разных уголков РФ.
Авиабилеты
Обеспечивают моментальное сравнение цен, подбор авиабилетов по конкретным направлениям: достаточно установить настройки в фильтре. В России востребованы сервисы Skyscanner и Aviasales, которые по популярности обогнали официальные сайты авиакомпаний.
Агрегаторы новостей
Сервисы собирают новости, а потом выкладывают их на одной платформе. Формат новостей – короткий, поэтому пользователи сразу могут определить, интересна ли для них публикация. Лидерами ниши являются Google Новости (сайт и мобильное приложение) и Рамблер, позволяющие отслеживать важную информацию в режиме реального времени.
Почему каталоги попадают в ТОП
Пользователи любят каталоги, что обеспечивает высокую посещаемость, отличную глубину просмотра, идеальные поведенческие факторы. Сервисы предоставляют огромные массивы информации, они оптимизированы под высоко-, средне- и низкочастотные запросы, а также имеют отзывы, оценки, время, карты и другие элементы, которые нравятся поисковым системам. Конкурентов в этой сфере практически нет, а представленная информация – актуальная, за чем тщательно следят представители бизнеса.
Плюсы и минусы агрегаторов
Высокие позиции в поиске достигаются за счет хороших поведенческих факторов, широкого SEO-ядра, актуальных данных. Сервисы имеют следующие плюсы для пользователей:
- экономят время на поиск услуг, товаров;
- предоставляют актуальную информацию;
- обеспечивают гибкие фильтры, релевантный поиск;
- дают возможность запускать сортировку по десяткам критериев.
Для продавцов каталоги тоже представляют интерес, что обусловлено высокой посещаемостью, повышением объема продаж и теплого трафика. Из недостатков можно выделить:
- конкуренцию среди продавцов;
- отсутствие прямого контакта между клиентом и компанией;
- платное размещение предложений;
- много требований к предпринимателю.
Советы, которые помогут конкурировать с каталогами
Конкуренция с агрегаторами – очень сложный процесс, что связано с массой преимуществ, характерных для этих сервисов. Однако доступны способы, которые помогут выйти победителем в борьбе за лучшие позиции в поиске:
- ориентируйтесь на продвижение по низкочастотным запросам, минуя крупные ниши. Используя запросы с низкой частотностью, вы будете давать релевантные ответы;
- используйте географическую привязку, чтобы снизить конкуренцию. Для решения этой задачи достаточно прописать населенный пункт в метатегах, а также указать регион в Яндекс.Вебмастер;
- пройдите регистрацию в каталогах, сервисах поисковых систем (Google Мой Бизнес, Яндекс.Справочник). С помощью этого метода вы предоставите поисковым системам актуальную информацию о компании, а также улучшите позиции в локальном поиске;
- используйте полезный контент для наполнения ресурса. На агрегаторах недоступны обзоры или блоговые статьи, поэтому бизнес может привлекать клиентов, публикуя релевантные информационные, познавательные материалы.
Рекомендации помогут обойти в поиске не только агрегаторы, но и прямых конкурентов.
В заключение
Агрегаторы не лишены преимуществ, однако им сложно получить однородную целевую аудиторию, объединенную едиными привычками, вкусами, другими характеристиками. Владельцы сайтов, стремящиеся конкурировать с агрегаторами, должны обеспечить для клиентов актуальные сведения, постоянное наличие товаров, услуги, выгоды. Используя такую стратегию, можно успешно трансформировать каждого нового клиента в постоянного, а также улучшить поведенческие факторы и укрепить позиции в поисковых системах.