Язык поисковых запросов Яндекс – универсальный инструмент, в структуру которого включены поисковые операторы и спецсимволы, облегчающие процесс фильтрации результатов в выдаче. Язык, используемый в Яндекс, отличается от языка в других поисковых системах, более того – даже во внутренних сервисах (Wordstat или Директ) есть явные различия. Однако для бизнеса, SEO-специалиста или вебмастера язык Яндекс существенно облегчает процесс работы: можно отфильтровать результаты по региону или дате, еще одна возможность – поиск технических проблем на сайте, как своем, так и чужом. Рассказываем, как правильно использовать язык Яндекс, какие особенности и преимущества он имеет.
Как правильно выполнять поиск
Первое, на что необходимо обращать внимание, – морфология. Речь идет о форме запроса и о том, к какой именно части речи он относятся. Поиск выполняется по синонимам и склонениями, но не по однокоренным словам. Похожими могут считаться формулировки «охлаждение дома» или «охладить дом», а вот фраза «охладители дома» – это уже отдельный результат выдачи.
В случае с «охлаждением» выдача будет менее коммерческой, «охладители» – предложения о покупке климатической техники. Близость запросов можно выявить по совпадениям: если их 2-3, то в родственности можно сомневаться.
В Яндекс, как и в других поисковых системах, реализована возможность автоматического исправления любых видов ошибок, например, опечаток или банальных грамматических. Если вы введете некорректный запрос «рецепт канфет из пиченья», то ошибки будут исправлены автоматически, а поиск выполнится не только по прямой фразе, но и по падежам, склонениям, числам: «конфеты», «конфета», «конфету» и т. д.
Синтаксис
Если в выдаче должны отображаться результаты по определенной фразе (отфильтровываются синонимические конструкции и неправильный порядок слов), то целесообразно привлечь поисковые команды. Порядок работы с ними следующий:
- в поисковой строке нужно написать запрос;
- за фразами – операторы или фильтры, введенные через пробел. Можно задавать сразу несколько операторов, чтобы конкретизировать результат и отмести неподходящие варианты.
Операторы, введенные в строку, должны быть разделены пробелами, как и слова в ключевой фразе.
Самые популярные символы для выполнения поиска
- Восклицательный знак (!). Выполняет фиксацию необходимого слова в той форме, в которой его задал пользователь. Например, по фразе «купить билеты в !Омск» вы получите чистую выдачу без сайтов, отвечающих на запрос «купить билеты в Омске».
- Плюс (+). Осуществляет фиксацию слов, которые должны находиться на страницах. В этом случае происходит удаление служебных частей речи и других, не имеющих особого смысла. Если вы введете запрос «+на дому», то не увидите результаты по фразам «работа дома», «домашняя работа» и другие.
- Минус (-). Исключает слова и документы, в которых есть минус-слово. Если вы используете минус в запросе «уроки гитары -начинающий», то увидите результаты без этого исключенного слова.
- Кавычки («», “”). Выполняют фиксацию всех слов в ключевой фразе, исключая из поиска более широкие варианты. «Дом в аренду в Сочи» – и вы увидите результаты без Одессы или Турции. Можно выполнять поиск по одному слову или фразе.
- Звездочка (*). Используется совместно с кавычками, создана для поиска цитат. Звездочка – одно пропущенное слово, можно использовать 1 и большее количество в запросе.
- Вертикальная черта (|). Происходит поиск документов, в содержании которых есть слова, дополненные вертикальной чертой: слово 1 | слово 2 или же фраза 1 | фраза 2. Поиск чаще всего выполняется по двум словам или фразам, отмеченным в запросе. Если вы будете искать «пицца | суши», то можете увидеть синонимичные слова: «роллы», «сет», «японская/итальянская кухня» и т. д.
Все операторы можно комбинировать для формирования сложных запросов и получения релевантной им выдачи. Помните, что в 2017 году из поиска Яндекс были исключены некоторые символы, поэтому их применение сегодня – бессмысленно: &, &&, <<, ~, (), !!.
Документальные операторы, использующиеся в поиске Яндекс
Оператор site
Для выполнения поиска по сайту или поддомену используется оператор site: (без пробелов между двоеточием и URL). Например, вам нужно проверить, добавлена ли определенная статья в блог или товар – в интернет-магазин. Используйте запрос site: site.com, где последний – адрес вашего сайта (как на примере). Можно искать по конкретному URL или с привлечением релевантного запроса – выдача будет корректной в любом из случаев.
Кстати, фраза-запрос может находиться как перед site, так и после URL – выдача будет одинаковой.
Оператор url
Если вы используете оператор url:, то сможете выполнить поиск по категории или определенной странице. Обратите внимание на то, что регистр символов в url в учет не берется. Однако если url содержит кавычки (одинарные ‘ или двойные «), скобки (), нижнее подчеркивание _, то при использовании оператора адрес должен быть указан в кавычках. С помощью оператора можно выполнять разные виды поиска:
- находится ли страница в индексе: url:site.com;
- поиск запросов в конкретных подпапках (со * в конце без пробела: url: site.com/category/*).
Если вы используете поисковый оператор url, а также rhost или host, то необходимо указывать главное зеркало сайта, чтобы получить корректный результат.
Поиск по главному зеркалу
Для выполнения поиска по главному зеркалу сайта используется оператор host, идентичный url. Схема применения – аналогичная, существует оператор rhost – он выполняет запись адреса в обратном порядке. Ввод оператора и URL выполняется без пробелов.
Поиск по сайтам в доменной зоне или на домене
Поисковый оператор domain: помогает выполнять поиск только в том случае, если сайт относится к зоне с одним уровнем, например, com или ua (они не должны быть длинными, как msk.ru). Используется так:
- запрос + поисковый оператор, например, «купить сыр domain:ru» (в поиске – без кавычек);
- запрос + определенный домен, например, «новости domain:dnepr».
Расширенный поиск
В правой части экрана (около поисковой строки) размещена иконка, позволяющая настроить фильтры расширенного поиска. Можно задать разные параметры: время, город, язык страниц.
Фильтрация по документам
В Яндексе реализован фильтр, позволяющий искать документы конкретного формата – mime:. Используя оператор, вы будете искать запросы в файлах doc, xls, ods – 10 вариантов. Для запуска поиска нужно ввести простой запрос: mime:pdf, где mime – оператор, а pdf – желаемый формат файла, перед ними – слово или фраза для конкретизации.
Фильтрация по языку
Для поиска документов или сайтов на определенном языке стоит использовать оператор lang:. Помните, что язык указывается по стандартам ISO 639-1: en – английский, ru – русский и т. д. Синтаксис фильтра очень простой: «запрос lang:uk» (без кавычек, как на примере). В выдаче будут отображаться синонимичные варианты, например, для кукол – это «пупсы», «мотанки» и прочее.
Фильтрация страниц по дате
Оператор date: позволяет отфильтровать страницы с учетом даты последнего изменения. Синтаксис следующий: date:4 цифры года, 2 – месяца, 2 – дня. Запрос можно корректировать: date:год, date:годмесядень.
В заключение
Операторы и символы Яндекс – хорошее подспорье для владельцев сайтов, вебмастеров и обычных людей, которые регулярно осуществляют поиск информации, мониторят конкурентов или собственный ресурс. Перечисленные символы и операторы являются наиболее популярными и актуальными в 2021 году, хотя специалисты и утверждают, что есть другие варианты, однако на практике они работают плохо или не функционируют совсем. Можно использовать инструмент для проверки индексации, поиска устаревших страниц или информации на сайте (при формировании контент-плана), конкурентного анализа и решения других, но не менее важных задач.