До составления техзадания заказчик должен определить, какие задачи нужно заложить в основу проекта, какие способы взаимодействия с посетителями являются приоритетными, как сайт будет выглядеть. Речь идет о функциональных и бизнес-требованиях, позволяющих оценить стоимость, сроки и бюджет, необходимые для разработки. Чем четче условия, тем меньше будет доработок: рассказываем, как собрать требования, на что нужно обращать внимание в первую очередь.
Функциональные требования
Эта группа отражает принцип работы системы при взаимодействии с пользователями. Например, можно отобразить процесс регистрации, добавление товара в корзину и последующую покупку, подписку на новостную рассылку. Функционал – это логика работы и набор основных возможностей.
Если клиент заказывает создание интернет-магазина, то у разработчика появляются вопросы по поводу функционала: будет ли реализован личный кабинет, какие способы оплаты нужно подключить, доступность партнерских программ и т. д. Отдельным блоком идут нефункциональные возможности (с основным видимым функционалом не связаны):
- производительность. Определяет скорость взаимодействия: время реакции на действие или загрузку страниц;
- удобство для посетителей. Это интуитивно понятное меню, время, необходимое для поиска информации, иное;
- безопасность. Защита персональных данных пользователей – превыше всего, также важны устойчивость ко взломам, хакерским и вирусным атакам;
- адаптивность. Сайт должен корректно отображаться во всех браузерах и с любых типов устройств (планшеты, смартфоны, персональные компьютеры);
- география работы. Для компаний, ведущих сотрудничество с зарубежными клиентами, требуется перевод контента на иностранный язык, а также добавление других валют и т. д.
Нефункциональные требования затрагивают визуальную составляющую сайта, такую как картинки, дополнительные эффекты, шрифты и другие компоненты, отвечающие за внешний вид и удобство при взаимодействии.
Понять, что такое функциональные и нефункциональные требования, можно через пример. Функциональные – это классическая телега с местом для посадки и лошадьми, нефункциональные – внешний дизайн автомобиля, дополненный лампочками, табличками. Многие потребители переплачивают за лапочки и значки, например, эмблему Mercedes, но в это же время хотят, чтобы механизмы работали исправно. Примерно такой же принцип лежит в основе сайта: функциональность – содержимое, остающееся невидимым для пользователя, нефункциональные требования – внешняя оболочка.
Бизнес-требования
Касаются бизнес-составляющей, необходимы для определения ключевых коммерческих задач. Эти требования, что отличает их от функциональных, понятны владельцу компании, который не разбирается в технических особенностях разработки. К бизнес-требованиям относятся:
- сведения о компании: название, дата основания, направление деятельности, преимущества и отличия от конкурентов, айдентика;
- информация о целевой аудитории. Нужно определить, кто будет посещать сайт и выполнять целевые действия. Учитываются ключевые особенности: географические (место проживания, тип населенного пункта), социальные (возраст, пол, образование, семейное положение), психологические (боли, потребности). Разработчик должен понять, почему люди будут посещать сайт: покупка и выбор товара, получение расчета дизайн-проекта или прочтение свежих новостей;
- основные цели сайта: высокие продажи, информирование о компании, увеличение узнаваемости, прочие.
Любую задачу можно решить с привлечением нескольких способов, главное – правильная расстановка акцентов. Если компания хочет повысить продажи, то в приоритете – конверсионные элементы, желает подтвердить статус – фирменный стиль, комфорт и эргономичность.
Почему требования важны, какие задачи они решают
Наличие четких требований упрощает взаимодействие в цепочке клиент – команда разработчика – понимание технического задания. Они позволяют достигать следующие цели:
- предупреждение большого количества доработок;
- сокращение срока разработки;
- экономия не только времени, но и бюджета. Заказчик сокращает расходы за счет эффективного планирования. Непонятные требования влекут за собой размытые финансовые цели, а также увеличивают чек проекта;
- своевременное выявление ошибок, повышающее качество готового сайта и сокращающее затраты на его создание;
- возможность предвидеть результат. Разработчик определяет, что работает в правильном направлении. Заказчик выставляет условия, подрядчик – соблюдает их, что предупреждает «полет фантазии» и выход за рамки.
После завершения разработки сайт будет таким, каким его хотел видеть клиент. Он имеет возможность оценивать его по готовому набору критериев, а разработчик сможет защитить свои права, если возникнут дополнительные пожелания, не зафиксированные в техническом задании.
Кто осуществляет сбор данных
Сбор требований – ответственность заказчика, ведь именно он понимает, каким хочет видеть готовый проект. Кроме него никто не сможет определить, какие функции и визуальные элементы необходимы. Функциональные требования собирают IT-отдел и маркетологи подрядчика, а также другие специалисты, которые помогают сделать главную страницу конверсионной и дающей ответы на все текущие вопросы потенциальных клиентов.
Если компания подрядчика маленькая и не располагает маркетологами, аналитиками и другими специалистами, то лучше обратиться в стороннее агентство. Представители последнего выполнят конкурентное исследование и подготовят digital-стратегию, но лучше искать подрядчика, который работает по системе «все включено» – от анализа аудитории до разработки сайта.
Иногда заказчики занимаются сбором требований совместно с маркетологом, однако логика работы – задача клиента, этот вопрос не решить деньгами. До сбора требований необходимо:
- изучить сайта конкурентов;
- проанализировать собственный бизнес.
Данные изучает и разработчик, и клиент, последний на этапе сбора функциональных требований понимает, каким будет сайт, каково расположение элементов и какие процессы будут осуществляться. Если необходимо обращаться к сторонним специалистам, то проще привлечь маркетолога или аналитика на аутсорсе, что дешевле в отличие от приема сотрудника в штат. Заказчик должен предоставить данные о компании, продукте, клиентах и задачах, которые должен решать проект. Потребуются базовые маркетинговые навыки, которые можно получить как на краткосрочных курсах, так и после прочтения тематических статей.
Методы сбора требований
Для сбора требований привлекаются следующие методы:
- бриф на разработку, который заполняет заказчик;
- личное интервьюирование;
- работа с документацией – от брендбука до инструкций для продуктов;
- постоянное присутствие представителя компании-заказчика, коммуницирующего с командой подрядчика;
- общие совещания и мозговые штурмы.
На базе собранных требований формируется отдельный документ, ложащийся в основу технического задания. Он имеет форму брифа, лишен технической информации, разбит на разделы:
- бизнес-требования, определяющие цели проекта и задачи сайта;
- дизайнерские особенности: шрифты, цветовые решения, стилистика, совпадающие с фирменным стилем компании-заказчика;
- требования, выдвигаемые пользователями сайта (речь идет о правах доступа). Фиксируются сведения о том, какие данные смогут видеть, редактировать и добавлять разные группы пользователей. Например, бухгалтер видит счета и отчеты, менеджер по продажам – заказы, контент-менеджер – разделы для оформления страниц;
- требования посетителей, формируется визуализация пути CJM.
Функциональные требования составляют во время работы над проектом, заказчик может указать пример понравившегося сайта или описать возможности своими словами. В процессе беседы менеджер фиксирует все и выделяет главное, потом – составляет документ, который согласовывает заказчик, после чего он переходит на следующий этап разработки.
Еще один способ – заполнение брифа, где представлены распространенные вопросы и есть место для развернутых ответов клиента. Если собранной информации недостаточно, то будут подключены менеджер и программист, обеспечивающие получение дополнительных данных. Может оказаться, что клиенту нужен не сайт, а страница в социальных сетях. Например, мастеру маникюра подходит локальная группа во ВКонтакте, а не многостраничник. Многие клиенты не слишком разговорчивые, другие – не могут сформулировать цели, поэтому полнота техзадания зависит от профессионализма команды разработчика. На этом этапе для сайтов, которые будут продвигаться в поисковых системах, формируется семантическое ядро: оно влияет на структуру и обеспечивает соответствие требованиям поисковиков.
Какие ошибки стоит предупредить, собирая требования
Требования должны быть корректными и емкими, лишенными сложных и непонятных формулировок. Чрезмерное погружение в детали может запутать разработчика, рассмотрим на примере:
- «Форма регистрации – красивая и удобная» – неправильно, «Форма регистрации содержит 2 поля: для имени и номера телефона, можно выбрать регистрацию через социальные сети Одноклассники или ВКонтакте» – правильно;
- «Хочется, чтобы все страницы загружались очень быстро» – неверно, «Время загрузки страницы – не более 2 секунд» – верно.
Окончательных требований не может быть: некоторые приходится постоянно тестировать, выбирая лучшие форматы. Нередко все не удается учесть сразу, например, менеджер не выполнил анализ других сайтов или не оценил специфику бизнеса – причины, влекущие за собой сложности. Некоторые моменты могут остаться упущенными: процессы и требования оговорены, а о бухгалтере, который будет просматривать отчеты, забыли. В этом случае создается дополнительное соглашение на доработку.
В заключение
Сбор функциональных и бизнес-требований выполняется до формирования технического задания на разработку, что позволяет определить четкие сроки и правильно рассчитать бюджет. Такой подход предупреждает разногласия между клиентом и подрядчиком, важна конкретизация требований, зафиксированных в техническом задании. Чем последнее точнее, тем меньше доработок потребуется в ходе реализации проекта. Заказчик должен принимать непосредственное участие – именно он лучше всех понимает специфику бизнеса и формирует концепцию финишного результата. Если подрядчик занимается только разработкой, то помощь в области маркетинговых и аналитических исследований лучше получить в стороннем агентстве или у специалистов на аутсорсинге.