Любой сайт требует периодических изменений, они могут быть как поверхностными, так и широкомасштабными. Последние получили название редизайн, они связаны с реализацией новых функций и изменением общей концепции. Эксперты рекомендуют выполнять редизайн не реже, чем 1 раз в 5 лет, в противном случае сайт будет морально и технически устаревать. Однако редизайн может повлечь за собой ухудшение позиций в поисковой выдаче и иные негативные последствия. Мы рассказываем о том, как выполнить редизайн и избежать распространенных проблем.
Когда необходим редизайн?
Редизайн – важный элемент развития и обновления, однако потребность в его проведении зависит от разных факторов, рассмотрим их.
- Конкуренты уже внесли обновления. До осуществления покупки потенциальные клиенты изучают большое количество предложений. Предложения могут иметь одинаковую цену и концепцию, но отличаться способом подачи. За последнюю отвечает сайт, если он устарел и не вызывает доверия, то клиенты без долгих раздумий уйдут к конкурентам. До принятия решения о внесении изменений нужно оценить текущий дизайн сайта, проанализировать качество его наполнения и наличие функций, в которых нуждаются потребители. Характеристики сайтов, которые давно не изменялись, сильно уступают более современным площадкам, поэтому они не выдерживают конкуренцию. Если предложения конкурентов аналогичные вашим, но их сайт обладает лучшими характеристиками, то выбор потенциального покупателя очевиден.
- Имиджевые ресурсы. Имиджевые ресурсы испытывают высокую потребность в редизайне, что обусловлено спецификой работы. Если вы реализуете товары массового потребления, то дизайн не выполняет первоочередную функцию, важен юзабилити. Например, интернет-магазины по реализации бытовой техники, посуды или постельного белья должны обеспечивать четкую навигацию, удобство использования сайта и расширенную информационную поддержку по продукции. Если сайт принадлежит крупной компании, для которой важен статус, то нужно периодически проводить редизайн, чтобы соответствовать высоким стандартам клиентов и представлять услуги/товары в лучшем виде.
Повышение имиджа, предупреждение ухода клиентов к конкурентам, улучшение качества сайта – основные причины, из-за которых нужно выполнять редизайн.
Когда редизайн не нужен?
Широкомасштабная трансформация сайта – дорогой и рискованный процесс, поэтому предварительно нужно взвесить плюсы и минусы, а также уделить время аналитике. От редизайна можно отказаться в следующих случаях:
- все надежды возлагаются на изменения. Многие предприниматели считают редизайн лекарством от всех бед. Сегодня продаж и посетителей нет, но после изменений бизнес пойдет вверх! Такое мнение ошибочно, ведь не всегда устаревший дизайн является первопричиной проблем. Планируя выполнение редизайна, убедитесь в том, что именно дизайн является фактором, мешающим развитию;
- отсутствие адаптивной версии. Если сайт не имеет адаптивной версии, то ее нужно создать, а не перекраивать исходный дизайн;
- низкие продажи. Причина низких продаж практически всегда кроется не в дизайне, а в качестве услуг или товаров. Предварительно нужно осуществить парсинг отзывов, провести опросы среди клиентов и изучить статистику воронки продаж. Например, если клиенты массово бросают наполненные корзины и даже ремаркетинг их не возвращает, то проблема кроется в невыгодных условиях доставки или оплаты, невежливости менеджеров и т. д. Причину низких продаж стоит искать путем аналитики, редизайн не решит ее.
Нужно помнить о том, что изменение дизайна не является панацеей – это следование трендам и потребность в адаптации под изменяющийся рынок.
Редизайну быть: как правильно выполнять работы?
Если потребность в изменении дизайна все же есть, то нужно начать работы с анализа конкурентных ресурсов с целью получения референсов. Изучение – ознакомительный этап, он не означает планомерное копирование чужих идей. После сбора информации команда, состоящая из веб-дизайнеров, аналитиков и маркетологов, будет создавать креативы и перерабатывать идеи так, чтобы наполнить их уникальными чертами.
Особое внимание нужно уделить структуре, иначе после обновления сайт утратит позиции в поисковых системах. Структура оказывает на позиции прямое влияние, ведь каждая страница и контент, размещенный на ней, привязаны к индексу. На этапе планирования рекомендуется привлекать экспертов в области SEO, которые помогут сформировать правильное техническое задание и предупредить ухудшение позиций. Они будут работать с контентом, разработают правильную структуру и подскажут, что лучше удалить, а что – оставить.
Как предупредить потерю позиций после выполнения редизайна?
Аудит
До запуска процесса переезда на сайт, имеющий новый дизайн, необходимо провести комплексный аудит, чтобы выявить и устранить все технические ошибки. Самыми распространенными ошибками являются:
- дублирующие страницы, дополненные www и без него;
- дублирующие страницы, дополненные символом «/» и без него;
- корректный ответ сервера не настроен, что актуально для запросов несуществующих URL-адресов;
- не реализован редирект с HTTP на HTTPS;
- не реализована адаптивная верстка, что гарантирует некорректное отображение сайта на разных устройствах.
Мы перечислили распространенные проблемы, но их может быть больше. Для выполнения аудита привлекайте профильных специалистов, в противном случае сайт утратит позиции после переезда.
Проверка соответствия URL-адресов
Обновленный дизайн требует точности, поэтому названия страниц нового сайта должны соответствовать тем URL, которые использовались на старом ресурсе. Сохранение структуры гарантирует защиту от ухудшения позиций в выдаче, а также сделает использование нового сайта удобным для посетителей.
Подготовка таблицы редиректов
Изменение дизайна нередко связано с внесением правок в структуру страниц, а также вложенности. В связи с этим нужно позаботиться о переносе веса страниц со старого сайта на новый. Под весом подразумевается статистика, которая собиралась на протяжении всего периода существования старого сайта. Перенос осуществляется через 301 редирект, структура формируется с помощью таблицы по схеме: текущий URL – 301 редирект – новый URL. Каждой странице отводится индивидуальная ячейка в таблице, что поможет не пропустить ни один URL и отмечать адреса, с которых уже настроено перенаправление. Эксперты в области SEO в тандеме с разработчиками создают таблицы соответствий, в рамках которых происходит автоматическое обновление по определенным характеристикам, например, по коду товара.
Контент и метатеги
Старый контент нужно сохранить, его нельзя обновлять или удалять. Такой подход обеспечит привлечение трафика по релевантным запросам. С метатегами нужно поступать аналогично, если вы все же хотите их изменить, то дождитесь переезда и первичной индексации, после которой можно вносить правки.
Что еще необходимо сделать?
- Выполните перелинковку, связав разные страницы внутренними ссылками. Наличие перелинковки ускоряет процесс индексации, и обеспечивает комфорт для пользователей.
- Проверьте карту sitemap.xml на корректность URL.
- Осуществите проверку кодов счетчиков на старом и новом сайте через Google Analytics и Яндекс.Метрики.
- В процессе переезда проверьте файл robots.txt и убедитесь в том, что директива «Disallow: /» отсутствует, в противном случае сайт не попадет в поиск. В этом же файле задайте директиву «Host», которая поможет поисковым ботам определить главное зеркало сайта.
- Запросите переиндексацию, направив файл sitemap.xml в Google Search Console и Яндекс.Вебмастер.
- Проверьте корректность редиректов после переезда.
В заключение
После переезда сайта проведите повторную проверку, используя элементы аудита. Выявите наличие факторов, которые мешают индексации, проверьте редиректы, отслеживайте статистику до тех пор, пока не появится положительная динамика. Еще один важный фактор – сбор мнений пользователей, которые по-разному будут реагировать на обновленный дизайн. Помните о том, что работу нельзя выполнять в спешке, она может занять от нескольких недель до нескольких месяцев.