Показатель отказов – поведенческий фактор, который отображает количество посетителей, покинувших неинтересный для них сайт. Показатель учитывают поисковые системы, ведь если он высокий, то страница может считаться нерелевантной запросу, по которому выполняется продвижение. ПС учитывают не только отказы, но и скорость загрузки страниц, глубину просмотра и другие действия – сумму факторов, на базе которых осуществляется ранжирование. Мы рассказываем о том, что такое показатель отказов, как он влияет на SEO и почему с ним нужно работать.
Что такое отказы в разных системах аналитики?
Для расчета отказов системы аналитики используют разные алгоритмы:
- система Google считает отказом действия пользователя, который просмотрел одну страницу и покинул сайт;
- система Яндекс считает отказом сеансы, длительность которых составляет менее 15 секунд. Во время расчета не учитываются не отказы, связанные с техническими проблемами, например, длительным ответом сервера.
Доступна возможность перенастройки системы подсчета. Показатель оказывает прямое влияние на процесс ранжирования в ПС Яндекс, а ПС Google учитывает параметр при определении релевантности как страниц, так и всего сайта. Если показатель высокий, то с большой долей вероятности можно говорить о том, что наблюдаются проблемы – их нужно выявить и устранить, иначе позиции ресурса в ПС начнут падать.
Некоторые эксперты утверждают, что функция перенастройки системы подсчета указывает на незначительную важность параметра. В связи с этим, возможно, оптимизаторы чрезмерно переоценивают важность отказов. С уверенность можно говорить лишь об одном: высокий показатель свидетельствует о наличии проблем на сайте. Если оставить ситуацию без внимания, то позиции сайта могут падать, а бизнес – терять клиентов.
Какой процент является нормой?
Не все пользователи остаются на сайте – это естественно, однако разные поисковые системы устанавливают собственные параметры:
- до 60% в Google Analytics;
- до 20% в Яндекс.Метрика.
Важны тематика сайта и ниша ведения бизнеса. Если речь идет о площадке по выбору такси, то в приоритете возможность быстро вызвать машину, делая несколько кликов. При определении нормального показателя нужно учитывать индивидуальные особенности сайтов. Классификация осуществляется по следующим характеристикам:
- изобилие контента. Это сайты, на которых представлены технические характеристики, обзоры, инструкции и другой полезный контент. В интернет-магазине бытовой техники пользователь будет выбирать товары, сравнивать цены и характеристики, изучать гайды. Если юзеры не задерживаются на сайте долго, то он либо неинтересный, либо нерелевантный;
- задачи с высокой скоростью решения. Речь идет о сайтах, которые не предполагают длительный выбор. Например, ресурсы по вызову такси, сантехника или мастера по ремонту телевизора. Пользователи заходят на площадку и сразу оформляют заявку, в некоторых случаях могут заглянуть в прайс-лист.
Крупный новостник невозможно сравнивать с маленькими сайтами по предоставлению услуг, поэтому, о чем говорят эксперты, оценка процента отказов осуществляется по нишам. Поисковые системы сравнивают данные по сайтам одной или схожей тематики, что позволяет ставить все в одинаковые условия.
Где отображаются данные по отказам в Google Analytics?
В Google Analytics графики с отказами можно найти, пройдя по следующему пути: «Аудитории» – «Обзор». После этого появится сводная статистиков отказов, на нее можно кликнуть, чтобы увидеть график. Еще один путь открывается через раздел «Источники»: «Весь трафик» – «Каналы», после чего отобразится общая таблица с данными, в одном из столбцов которой есть сведения об отказах.
В некоторых случаях можно увидеть благоприятную картину: отказов мало или они в принципе отсутствуют. Такие показатели указывают на некорректные настройки, скорее всего сервис не учитывает отказы. Система Google Analytics ведет подсчет конверсионных действий, если пользователь отправил форму, а потом ушел, то его визит не будет расценен как отказ. Неправильные настройки могут привести к тому, что конверсионными событиями будут считаться другие действия, например, клик по всплывающему окну или автоматическое воспроизведение видео. В случае выявления проблемы измените настройки:
- в Google Analytics через фрагмент события присвойте значение true полю nonInteraction;
- в Google Tag Manager выберите настройку «Событие без взаимодействия», осуществив замену false на true.
Где отображаются данные в Яндекс.Метрика?
Статистику по отказам можно найти в разделе «Источники» – «Источники, сводка». После этого вы увидите сводную таблицу, в которую будет включен столбец с отказами. Под столбцом есть значок диаграммы: после клика по нему отображается детализированный график.
Если 15 секунд сессии по умолчанию вас не устраивают, то вы можете изменить время расчета отказов. В этом случае нужно открыть код счетчика на сайте, а потом выполнить следующие действия:
- найти значение accurateTrackBounce:true;
- изменить значение на accurateTrackBounce:30000. Параметр «30000» – условный, вы можете выставить любое количество секунд.
Почему интернет-сервисы поисковых систем демонстрируют разные данные?
Показатели в сервисах могут не совпадать, причина кроется в следующих проблемах:
- счетчики установлены в разных участках HTML-кода страниц. Из-за этого часть пользователей остается незамеченной;
- веб-мастер в одной из систем устанавливал дополнительные фильтры, осуществляя ручную настройку. В результате система не учитывает определенные визиты или другие действия;
- есть разница в настройке тайм-аута, из-за которой через определенное время бездействия юзера визит расценивается как завершенный;
- один счетчик собирает данные не только с основанного сайта, но и с зеркал;
- в системе статистики наблюдаются сбои.
Это самые распространенные причины, однако их больше. В случае выявления проблем лучше обратиться к специалисту, который выявит причину и осуществит корректные настройки.
Советы по уменьшению количества отказов
Высокий показатель отказов – сигнал к действию, ведь пользователи не будут покидать удобные и релевантные сайты. Стоит провести проверку страниц, обращая внимание на следующие проблемы:
- несоответствие страниц запросу. Клиенты ищут интернет-магазин для покупки чайника, а попадают в блог с обзором моделей. В этом случае нужно поработать над наполнением и семантикой;
- контент устарел, содержит ошибки и технические неточности, поэтому клиенты сразу покидают сайт;
- длительная загрузка страниц. Например, медленно загружаются изображения или устройство зависает;
- изобилие рекламы, мешающей взаимодействию с сайтом. Когда клиенты видят большое количество баннеров, ссылок и других рекламных элементов, то они стремятся побыстрее закрыть страницу;
- некорректный дизайн, мешающий использовать сайт. Сюда стоит отнести неудобный юзабилити: отсутствие фильтров в каталоге и хлебных крошек, нечитаемый шрифт, внутренний поиск не адаптирован под запросы с ошибками, иное;
- плохое оформление текста. Это может быть слишком яркий или бледный цвет, шрифт сложной формы, минимальные междустрочные интервалы или фон, сливающийся с текстом;
- отсутствие перелинковки. Внутренних ссылок нет, поэтому пользователи не выполняют переходы;
- отсутствует адаптация под мобильные устройства или же она некорректная. Сюда стоит отнести медленную загрузку, кривую верстку, длительную стабилизацию контента и прочие проблемы;
- неудобные целевые действия. Клиенту нужно вводить телефонный номер вручную ввиду отсутствия кнопки «Заказать обратный звонок», на сайте нет онлайн-консультантов;
- неправильная реклама. Страница может не соответствовать объявлению или привлечение юзеров выполняется через нестабильные каналы трафика.
Еще один важный фактор – безопасность, связанная с переходом на SSL-сертификат. Если пользователь видит информацию о незащищенном соединении и отсутствии HTTPS, то может покинуть сайт, особенно если речь идет о коммерческих площадках.
Подведем итоги
Процент отказов – важный показатель, являющийся элементом системы поведенческих факторов. Улучшение показателя помогает сделать сайт более удобным, релевантным и конверсионным, а также происходит улучшение позиций в поисковых системах. Если пользователи постоянно покидают сайт, то нужно проводить первичную ручную проверку страниц, а потом – аудит, позволяющий выявить все виды ошибок. Проверку показателя рекомендуется выполнять несколько раз в квартал, чтобы держать руку на пульсе событий.