Система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) – инструмент автоматизации, обеспечивающий повышение бизнес-показателей. Системы используются для сохранения информации о покупателях и истории взаимодействия с ними, они помогают собирать, структурировать и анализировать данные. Применяя CRM, вы можете оптимизировать бизнес-процессы, а также повысить уровень продаж и сократить маркетинговый бюджет. Успешность кампаний зависит от нескольких факторов, первый – выбор CRM с учетом специфики проекта. Мы рассмотрим основные виды CRM, расскажем о плюсах и минусах, а также дадим полезные рекомендации, касающиеся выбора.
Какими возможностями наделены CRM: обзор функционала
Выбирая CRM для интернет-магазина, нужно обращать внимание на наличие следующих возможностей:
- работа с товарами – от редактирования оформленных заказов до оформления сделки по телефону;
- синхронизация CRM с сайтом интернет-магазина;
- взаимодействие со скидками, доставкой;
- интеграция с другими сервисами и продуктами, что необходимо для абсолютной автоматизации процессов.
Рассмотрим основные задачи, которые решают CRM:
- формирование, ведение и сопровождение клиентской базы. В системе сохраняются данные о людях, которые оформляли заказы. В дальнейшем данные могут использоваться для аналитики и других работ, необходимых для повышения объема заказов и возвращения ушедших клиентов;
- разработка эффективных маркетинговых стратегий. Вы сможете отправить персональное предложение постоянным клиентам, мотивационное письмо – спящим. Предварительно нужно осуществить сегментацию базы, чтобы разработать наиболее подходящие предложения для разных групп покупателей;
- персонализация. Системы управления взаимоотношениями дают возможность разделить клиентов по сумме покупок, полу и другим характеристикам. С их помощью можно создавать персонализированные предложения, которые стимулируют повышение лояльности и привлекают внимание;
- ведение учета товаров, разные виды отчетности, которые помогают оценивать успешность бизнес-процессов и выявлять слабые места.
CRM – универсальный инструмент для бизнеса, который поможет упростить процесс управления, взаимодействия и возвращения клиентов. Данные обновляются в режиме реального времени, они хранятся и систематизируются, что дает возможность отказаться от ручной выборки и предупреждает распространенные ошибки. Вы сможете собирать информацию о клиентах, поставщиках и партнерах, оптимизировать рекламные стратегии, повышать продажи и создать работоспособную модель поддержки покупателей.
Классификация
Существует 2 версии системы:
- облачная. Запуск выполняется быстро, программное обеспечение и сервер не нужны. Техническую сторону обеспечивают разработчики, они предоставляют онлайн-доступ пользователям, которые приобрели подписку;
- коробочная. Является программным обеспечением, которое необходимо устанавливать на собственный сервер. Запуск сопряжен с дополнительными расходами и потребностью в администрировании.
Выделим плюсы облачной CRM:
- установка, настройка и последующее регулярное обновление софта не требуются;
- доступ открывается с любых устройств, требуется лишь подключение к интернету;
- высокий уровень защиты данных. Осуществляется резервное копирование, а информация надежно защищена от кражи и взлома.
К минусам нужно отнести:
- хранение стратегически важных бизнес-данных на серверах разработчиков. Последние гарантируют защиту от утечки информации, но некоторых предпринимателей этот минус может оттолкнуть;
- отсутствие возможности для изменений и внедрения индивидуальных решений;
- доступ к данным не будет получен при отсутствии интернета;
- оплата подписки должна осуществляться регулярно.
Коробочные решения наделены следующими плюсами:
- оплата осуществляется один раз, но все зависит от типа CRM-системы;
- данные недоступны для третьих лиц, они хранятся на сервере компании, что обеспечивает дополнительную безопасность;
- можно получать доступ к данным даже при условии отсутствия интернета;
- некоторые системы позволяют внедрять индивидуальные решения, если иное не регламентирует разработчик.
К минусам коробочных CRM-систем традиционно относят:
- внедрение и установка требуют привлечения стороннего специалиста;
- система нуждается в техническом сопровождении;
- установку невозможно выполнить без дополнительного оборудования;
- проблемы, возникающие при интеграции CRM с движком интернет-магазина.
Каждый вариант имеет плюсы и минусы, поэтому при выборе оцените свой бюджет, технические возможности, требования, перспективу масштабирования бизнеса и уровень коммерческого проекта.
Обзор CRM-систем для интернет-магазина
В обзор включены самые популярные CRM-системы, которые вы можете использовать для автоматизации процесса взаимодействия с клиентами.
«Битрикс24»
Система «Битрикс24» занимает первые позиции на отечественном e-commerce-рынке. Доступны облачная и коробочная версии, численность предпринимателей, которые используют «Битрикс24», составляет более 7 млн. Предусмотрен бонус для представителей малого бизнеса – бесплатная версия для организации эффективной работы 12 сотрудников.
Система «Битрикс24» наделена следующими функциями:
- объем облачного хранилища достигает 1024 ГБ, он зависит от выбранного тарифного плана;
- доступно мобильное приложение с дружелюбным интерфейсом;
- система интегрируется с разными CMS, обеспечивают комфорт во время выгрузки разных групп данных (заказы, личные сообщения с сайта интернет-магазина);
- CRM позволяет автоматизировать рассылки;
- встроенный планировщик для постановки задач и контроля их выполнения;
- предусмотрена собственная IP-телефония;
- работа с клиентами напрямую, что достигается за счет карточек лидов;
- внутренняя социальная сеть для коммуникации персонала друг с другом и с клиентами, запуска опросов, постановки задач.
Мы перечислили ключевые функции, рассмотрим минусы:
- функционал перенасыщен, что оказывает негативное влияние на простоту взаимодействия с продуктом;
- предусмотрена интеграция с 1С, но только для тех, кто подключил старший тарифный план;
- телефония платная, тарификация стартует со ставки 0,72 руб. в минуту. Стоимость выше, чем в других системах.
Еще один минус – проблемы во время коммуникации со службой технической поддержки. Минимальная стоимость продукта составляет около 700 руб. в месяц, максимальная – более 4 тыс. руб. в месяц.
amoCRM
Облачная система amoCRM создана для отдела продаж, на чем акцентируют внимание разработчики. С ее помощью вы будете выстраивать логичную воронку продаж, которая может иметь любой уровень сложности. Будет осуществляться фиксирование пути взаимодействия с покупателем, что обеспечит повышение количества завершенных сделок. Система имеет следующие функции:
- учет всех этапов закрытых сделок;
- сбор данных о переговорах и других действиях, которые повлекли за собой неуспешную сделку. Работая с этими данными, вы выявите ошибки, которые снижают конверсию;
- формирование отчетов для любых видов бизнеса;
- интеграция с любыми сервисами: социальные сети, IT-телефония, CMS, иные;
- доступно мобильное приложение;
- интуитивно понятный интерфейс.
- Система имеет много плюсов, однако наблюдается ряд минусов:
- слабая техническая поддержка, ответа менеджера можно ожидать на протяжении получаса;
- мобильное приложение не отличается удобством, поэтому пользователи отмечают, что проще работать с десктопной версией.
Рассматриваемая система не имеет бесплатной версии, пользователи могут тестировать ее на протяжении 14 дней, после чего придется либо отказаться от продукта, либо вносить оплату.
Сравнительная характеристика других CRM-систем
Система |
Тип |
Функции |
Минусы |
«Мегаплан» |
Облачная, коробочная |
- прием входящих заявок, электронных писем и звонков с сайта; - контроль работы персонала; - импорт клиентской базы из Excel, но не более 200 строк за 1 раз; - интеграция с 1С; - внутренняя телефония; - рассылка в Twitter, Skype, e-mail и СМС; - канбан-доска |
- слабая система отчетности; - общий объект для работы с покупателями. Тип контактов можно задавать вручную, что не слишком удобно |
RetailCRM |
Облачная |
- современная система аналитики, поддерживающая различные формы отчетности; - оценка эффективности работы каждого сотрудника; - интеграция с Google Analytics; - постановка задач и отслеживание выполнения; - автоматизация событий; - доступны бесплатные версии |
- проблемы, возникающие при интеграции с CMS и 1С:Розница |
PlanFix |
Облачная |
- универсальность, подходит для всех видов бизнеса; - простота в использовании; - гибкие настройки; - контроль внутренних действий персонала; - построение отчетов, работа с любыми данными; - отслеживание воронки продаж; - ведение клиентской базы; - возможна интеграция с IP-телефонией; - бесплатный тариф (для 5 сотрудников) |
- большой выбор функций, многие из которых затрудняют взаимодействие с системой; - неудобные карточки клиентов |
Pipedrive |
Облачная |
- планировщик задач для персонала; - онлайн-чат для клиентов; - звонки из системы; - загрузка базы клиентов, наработка новых контактов; - рассылка e-mail с функцией готовых ответов; - поддержка разных форм отчетности |
- ограниченный функционал, если сравнивать с другими продуктами. Идеальна для регистрации заявок; - привлечение стороннего специалиста для реализации рассылок и телефонии; - проблемы при интеграции с CMS сайта интернет-магазина |
WireCRM |
Облачная |
- инструменты, обеспечивающие сбор данных о поведении пользователей на сайте; - отслеживание пути клиента; - контроль качества работы персонала; - мощная система аналитики; - загрузка и выгрузка клиентской базы; - доступен календарь для фиксирования событий; - интеграция с почтовыми сервисами и телефонией; - контроль финансовых операций; - пробный период длительностью 1 месяц |
- низкий уровень информационной поддержки; - нет коробочной версии; - добавление новых сотрудников придется оплачивать по отдельному тарифу |
В заключение
При выборе обязательно изучите рекомендации разработчиков, ознакомьтесь с отзывами и узнайте о том, сколько будет стоить CRM-система и на каких условиях осуществляется оплата. Проведите консультации с персоналом, который будет взаимодействовать с продуктом. Помните о том, что CRM должна быть масштабируемой и достаточно гибкой, ведь цели, задачи и потребности бизнеса могут измениться в любой момент. Избегайте распространенных ошибок, таких как отсутствие плана по внедрению и регламентации использования, неправильная настройка и неподходящая CRM. В случае необходимости вы можете обратиться к профессионалам, которые подберут и настроят систему, учитывая особенности и требования бизнеса.