Выявление конкурентов – ювелирная работа, которая требует холодной расчетливости и комплексного подхода. Конкурентов необходимо знать в лицо и дистанционно отслеживать их деятельность, а начинать противодействие нужно лишь в случае прямых атак. Мы расскажем о том, как выявить конкурентов, и что делать дальше с собранной информацией.
Почему необходимо изучать конкурентов?
Конкуренты – интернет-магазины, компании, поставщики, у которых может делать заказы ваша целевая аудитория. Они имеют схожий или идентичный ассортимент, аналогичные цены и набор уникальных внутренних услуг. Анализ конкурентов позволяет решить ряд важных задач:
- выявление сильных и слабых сторон бизнеса;
- определение стратегии продаж;
- изучение ассортимента, внутренних предложений и дополнительных услуг;
- выявление приоритетных ключевых слов, по которым выполняется продвижение в поисковых системах;
- сбор мнений клиентов;
- определение эффективных рекламных каналов, иные.
После выполнения анализа вы сможете найти ответы на ряд важных вопросов:
- Что помогает конкурентам продавать больше?
- Почему сайт занимает более высокие позиции в SEO?
- Представляет ли интернет-магазин или компания угрозу для вашего бизнеса?
- Почему клиенты оформляют заказы у другого продавца?
- Что необходимо изменить в своем интернет-магазине, чтобы получить конкурентное преимущество?
- Какие действия нужно предпринять, чтобы усилить бизнес и дать толчок к развитию?
Характер вопросов зависит от целей, которые необходимо решить. Анализ помогает выявить теневые стратегии, например, демпинг или наращивание количества положительных отзывов. В нашей инструкции собраны работающие методы для выявления сайтов, конкурирующих в SEO.
Классификация
Владелец бизнеса в сфере электронной коммерции должен четко классифицировать конкурентов. Небольшой интернет-магазин, реализующий обычные товары повседневного спроса, не может конкурировать с гигантами рынка, название которых постоянно на слуху. На базе этой информации можно осуществить следующую классификацию конкурентов:
- основные. Это компании и интернет-магазины, которые реализуют аналогичные товары в конкретном регионе. Они имеют схожие цены, работают с той же целевой аудиторией, что и инициатор анализа;
- косвенные. Работают в смежных нишах (постельное белье и пухо-перьевые изделия, видео и музыка, парфюмерия и косметика, иные), а также в других регионах;
- лидеры ниши. В эту группу попадают гиганты рынка, которые не нуждаются в лишней рекламе и имеют стабильную аудиторию покупателей. Гиганты располагают солидным бюджетом на продвижение, их сайты занимают первые строчки поисковой выдачи по высокочастотным запросам. Маленький бизнес не сможет соперничать с магазинами масштаба Ozon, DNS, AliExpress Russia, поэтому не стоит ориентироваться на них в вопросах SEO-продвижения. Анализ таких сайтов поможет почерпнуть полезные идеи, которые лягут в основу стратегии коммуникации с клиентами и расширения списка внутренних услуг.
Внимание нужно уделять первой группе, вторая и третья – ознакомительные, позволяющие оценить рынок и требования клиентов. Ценность представляют основные сайты-конкуренты, которые попали в ТОП-10 поисковой выдачи.
Эффективные способы, которые помогут найти и проанализировать конкурентов
Используем поисковую систему
Применение поисковой системы – самый простой и быстрый путь, который приведет вас на конкурирующие сайты. Для решения этой задачи необходимо:
- выбрать приоритетные ключевые слова из вашего семантического ядра;
- добавить региональную привязку в случае, если вы выявляете косвенные конкурирующие площадки;
- создать таблицу, в которую будут заноситься данные, собранные во время анализа.
Стоит осуществлять поиск в Google и Яндекс, ведь эти системы имеют разную выдачу, что позволит выявить максимальное количество интернет-магазинов, визиток и других коммерческих ресурсов со схожей семантикой и целевой аудиторией. Рекомендуется использовать основные запросы и словоформы, придерживаясь ряда рекомендаций:
- не забывайте выполнять поиск в режиме «Инкогнито». С помощью режима вы сможете получить максимально четкую картину, не искаженную вашими персональными данными, геолокацией и историей предыдущих запросов (все эти данные фиксируют Google и Яндекс). Выдача не будет подстраиваться под ваши предпочтения и опыт, что обеспечит точность результата. Механизм запуска в разных браузерах отличается, во время подключения ищите раздел «Новое окно в режиме инкогнито»;
- установите регион поиска. Настройка региона необходима для точного определения компаний, которые являются прямыми конкурентами. Особенно рекомендация актуальна для предпринимателей, которые ведут бизнес в одном регионе, но анализ выполняют из другого. Для настройки региона в Google можно использовать простое расширение GeoCleve. В Яндекс настройка выполняется с помощью внутреннего функционала, форма для внесения изменений находится в нижней части страницы;
- анализ всего сайта, а не только посадочных страниц. Во время поиска через выдачу вы будете попадать на посадочную страницу, однако она даст минимальное количество информации, поэтому анализировать необходимо весь сайт. Рекомендуется учитывать SEO-ядро по всем страницам, возраст домена, объем внешних линков, наличие внутреннего блога и другие характеристики, оказывающие прямое влияние на позиции в поисковой выдаче;
- сегментация выдачи. Во время поиска не учитывайте сайты, которые отмечены пометкой «реклама», ведь они занимают оплаченные места, что не имеет ничего общего с SEO. Также отделите от коммерческих сайтов агрегаторы, каталоги, отзовики и другие площадки, которые являются информационными.
Собранные данные обязательно фиксируйте в таблице. Проверяйте найденные сайты на релевантность, изучите ассортимент. После сбора данных можно перейти к активной фазе действий, направив к конкурентам тайного покупателя. В этом случае вы сможете получить дополнительные данные о качестве работы менеджеров, стоимости и сроках доставки, внутренних бонусах – выгодах и комфорте, которые получает клиент.
Автоматизация анализа
Ручная выборка – эффективный инструмент, однако если нет времени, то можно использовать сервисы автоматизации. Они выявляют конкурирующие площадки по ключевым словам, а также формируют отчеты о лидерах ниши в определенном регионе или по всей страны. Дополнительно сервисы могут осуществить следующие виды анализа:
- сбор данных в бэклинках;
- информация о посещаемости;
- определение количества проиндексированных страниц;
- сведения о возрасте и видимости сайта;
- данные о поисковой оптимизации;
- выявление источников трафика;
- скорость загрузки на десктопных и мобильных устройствах, иные.
Некоторые сервисы на базе собранных данных формируют рекомендации, касающиеся SEO-ядра, вхождения ключевых слов и других особенностей оптимизации. Для выполнения анализа можно использовать потенциал платных и бесплатных онлайн-сервисов Serpstat, PR-CY, Be1.ru и других, гарантирующих прозрачность результата.
В заключение
Анализ конкурирующих ресурсов должен выполняться несколько раз в год, что зависит от ниши и динамики развития бизнеса. Во время анализа рекомендуется комбинировать ручную и автоматическую проверку, ведь результаты последней могут быть неточными. Работа требует минимальных финансовых вливаний (для платных сервисов проверки), ее результат ложится в основу глобальных решений – от поисковой оптимизации до кадровых перестановок. Анализ можно выполнять самостоятельно, также эффективность демонстрирует делегирование задачи профессионалам, которые смогут не только собрать данные, но и разработать стратегию для дальнейшего развития.