Собственный сайт предприниматели рассматривают в качестве единственного канала продаж, считая его надежным и бесперебойным инструментом. Достичь максимальной эффективности позволяет своевременное выявление и устранение ошибок, внесение доработок под требования аудитории и корректировок, направленных на соответствие действующим алгоритмам поисковых систем. Рассказываем, на что обращать внимание и какие сервисы лучше использовать для аналитики.
Какие факторы необходимо учитывать
При выполнении анализа нужно брать во внимание следующие критерии:
- поведенческие факторы пользователей;
- время загрузки страниц (оптимально до 2 секунд);
- наличие технических проблем и возможные методы для их устранения;
- качество контента, размещенного на сайте.
Для автоматизации мониторинга лучше использовать сторонние сервисы: рассмотрим лучшие.
Be1.ru
Сервис Be1.ru – бесплатное решение, позволяющее выполнить анализ по более чем 50 показателям. С его помощью можно определить количество страниц в индексе, а также:
- мониторить видимость сайта, запросы и позиции, которые они имеют в поисковых системах;
- определить упущенные запросы и их частотность;
- выполнить анализ внешних ссылок, от которых зависит рейтинг;
- оценить адаптивность;
- проанализировать динамику посещаемости и SEO-параметры;
- выполнить конкурентный анализ.
Из плюсов стоит выделить бесплатную проверку жизненно важных показателей, из минусов – потребность в установке расширения и регистрации, в противном случае регион может быть определен неверно. Сервис выявляет не все технические проблемы.
Screaming Frog
Сервис является эффективным дополнением Be1.ru, он дает возможность выявить упущенные технические проблемы. Можно найти страницы, которые нуждаются в удалении или доработке, а также осуществить разработку стратегии по продвижению в поисковых системах. К плюсам стоит отнести:
- объективность при анализе технической части сайта;
- точность в определении ошибок и страниц, являющихся индексируемыми;
- наличие бесплатной версии.
Минусы тоже есть – это отсутствие онлайн-версии и потребность в обязательной регистрации. Если используется бесплатная версия, то стоит приготовиться к ограничениям по доступным показателям.
Page Speed Insights (PSI)
Инструмент функционирует под эгидой поисковой системы Google, является бесплатным и преследует основную цель – определение скорости загрузки страниц на любых устройствах. Осуществляет оценку, выставляя ее по 100-балльной шкале: учитываются сведения за последние 28 дней функционирования проверяемой площадки. Дополнительно мониторит производительность сайта и дает советы по ее оптимизации, выполняет разбивку на зоны:
- до 49 баллов – красная;
- 50-89 – зеленая;
- свыше 90 баллов – зеленая.
Красная и желтая зона свидетельствуют о наличии проблем: скорость страницы нужно повышать, однако рекомендуется проводить дополнительное ручное тестирование (иногда советы сервиса не влияют на производительность). Из плюсов необходимо выделить детализированные рекомендации для разных типов устройств, конкретные советы для повышения скорости загрузки. К минусам относится некорректность: выполнение рекомендаций не гарантирует отсутствие проблем при следующих проверках.
Мониторинг уникальности
Поисковые системы обращают внимание на авторство и уникальность контента. Все материалы должны быть релевантными, давая корректный ответ на запросы пользователей. Дополнительно нужно проверять тошноту, водность и плотность ключевых запросов, чтобы предупредить низкую долю содержательного текста и переспам. Для проверки используются:
- text.ru, выявляющий орфографические ошибки, переспам и уникальность. Некорректные фрагменты подсвечиваются, что обеспечивает простоту при внесении правок;
- advego.com, осуществляющий проверку по фразам и словам, дополнительно анализирует SEO-показатели (водность, классическая и академическая тошнота). Проверка глубокая, поэтому сервис нередко захватывает сайты по минимальным совпадениям, не относящимся к теме, что искажает результат: вместо необходимых 95-100% получаются 80-90%. Уникальность зависит от тематик, например, в текстах о юриспруденции или медицине она может быть низкой или с существенной долей рерайта (голубая подсветка, второй показатель в результатах проверки).
Сервисы реализуются бесплатно (для «Адвего» нужно скачать десктопную версию, онлайн-проверка – платная, но можно получить бонусные символы), поддерживают разные языки и выполняют мониторинг по широкой сетке критериев. К минусам отнесем длительную проверку, лимиты на бесплатные символы (при частом использовании лучше оплатить подписку).
Поведенческие факторы
Поведенческими факторами называют действия пользователей, которые влияют на позиции в поиске. Если люди покидают страницу через несколько секунд после входа, бросают корзины или не переходят по внутренним ссылкам – это плохой сигнал. Для отслеживания факторов нужно привлекать возможности Яндекс.Метрики и Google Analytics, которые собирают данные о посетителях и их поведении на сайте. Важно обращать внимание на:
- трафик, зависящий не только от оптимизации, но и от сезонности: нужно сравнивать показатели за разные годы;
- процент отказов, время, которое было проведено на сайте, глубину просмотров. В Метрике отказ – просмотр одной страницы без дополнительных действий на протяжении 15 секунд. В Google Analytics берется в расчет открытие одной страницы без активации иных запросов;
- изучение пути клиентов, негативным показателем считаются отказы в диапазоне 80-90%. В Метрике есть Вебвизор с детализацией действий пользователей, в Google Analytics – карта пути для определения страниц, получающих максимальное количество отказов.
Важно выполнить постановку целей и отслеживание конверсий. Нередко они ухудшаются после проведенных на сайте изменений (нужно выполнить откат или повторную доработку при подтверждении гипотезы).
В заключение
SEO-оптимизация – сложный и многоступенчатый процесс, который нуждается в постоянном контроле. Для получения корректных результатов стоит привлекать потенциал всех доступных сервисов, а также не пренебрегать дополнительной ручной проверкой и рекомендациями, формирующимися после завершения автоматического исследования. Если самостоятельно выявить причину проблемы не удалось – лучше обратиться к профессионалам, которые быстро устранят ошибки и выведут сайт на новый уровень продвижения.