В начале августа 2022 года компания Google осуществила обновление руководства, предназначенного для асессоров. Эта ниша остается незнакомой для обывателей: кто такие асессоры, чем они занимаются и можно ли стать одним из них? Разбираем эти и другие вопросы более детально, рассказываем, кто такие асессоры, какова специфика деятельности.
Как асессоры связаны с поисковыми системами
Современное продвижение существенно отличается от того, которое существовало несколько лет назад. Ранее достаточно было задать релевантный заголовок, потом – ввести теги, после чего происходило попадание в ТОП выдачи по словам, использующимся для продвижения. Однако все изменилось: качество страниц, как и всего сайта, оценивают сотни различных факторов. Каждая поисковая система имеет собственный набор алгоритмов, поэтому выдача Google и Яндекс существенно различается.
Однако страница результатов поиска зависит не только от автоматизированных алгоритмов: каждый поисковик имеет штат асессоров – специалистов, работа которых скрыта от глаз обычного пользователя. Они постоянно изучают выдачу по определенным ключевым словам и фразам. Изначально в поле их компетенций входил контроль релевантности сайтов в выдаче, сегодня – это эксперты в области переводов, оценки, тестирования и других узкопрофильных направлений.
Кто такие асессоры, какие обязанности они имеют
Асессор – оценщик, его деятельность направлена на определение релевантности сформированной страницы, тестирование функций поисковиков и их сервисов. Основная обязанность – выбор ресурсов, которые дают полный и корректный ответ на поисковый запрос. Оценка выдачи – не единственная задача специалистов, они работают над решением дополнительных вопросов:
- тестируют внутренние сервисы и их функционал, определяя корректность работы;
- проводят оценку релевантности картинок;
- исследуют поисковые фразы на сложность восприятия.
Специалисты имеют чек-листы, в которых зафиксированы критерии оценки страниц. Чек-листы в Яндекс и Google, как и алгоритмы, разные, что объясняет различия в финишной выдаче (ее видит конечный пользователь).
Зачем поисковые системы и другие компании привлекают асессоров
Специалисты стоят на страже чистоты и точности поисковой выдачи, что важно для конечного пользователя. Асессор не оказывает прямое влияние на позиции того или иного сайта, он – оценщик, выполняющий работы с привлечением критериев. Финишное решение – за автоматическими алгоритмами: именно они определяют, релевантные ли страницы по отношению к фразам. Однако при большом количестве негативных оценок (условно) может произойти понижение позиций сайта в поисковой выдаче.
Асессор – прерогатива не только крупных поисковых систем, но и других компаний, которые взаимодействуют с большими данными. Специалистов привлекают маркетплейсы, финансово-кредитные организации и другие организации, основная цель – предупреждение и своевременное выявление ошибок алгоритмов, в основе которых лежит машинное обучение.
Большие объемы данных нуждаются в обязательной проверке, речь идет о ручном мониторинге, который искусственный интеллект пока не может осуществить. В этом случае компании привлекают асессоров, которые занимаются обработкой массивов информации и вносят исправления.
Требования, выдвигаемые к соискателям
Несколько лет назад вакансий для асессоров на HR-порталах наблюдалось минимальное количество. В 2021 году зафиксирован рост: более чем 500 компаний нуждались в этих специалистах. Основной пул работодателей – IT-агентства, тестировщики, интеграторы. Требования стандартные: повышенная внимательность, склонность к монотонной работе, ответственность и т. д. Асессоры Google и Яндекс выполняют разные задачи, что обеспечивает гибкость в условиях труда. Например, команда Google доверяет автоматическим алгоритмам, привлекаемым для сортировки, а Яндекс – адепт ручных методов. Специалисты, работавшие в Яндекс, рассказывают о том, что при формировании выдачи по высокочастотным запросом акцент делается именно на ручной труд. Google не отстает от конкурента, но в этой компании влияние асессоров меньшее.
Требования к асессорам Google
В 2021 году численность асессоров в Google достигала 5 тысяч, они занимаются обучением нейронной сети на основе Machine Learning. Бывшие и нынешние сотрудники Google делятся следующей информацией:
- необходимо безупречное знание английского языка;
- асессоров компания начала нанимать в далеком 2004 году;
- привлечение делегировано сторонним компаниям;
- некоторые асессоры прибегают к хитростям, чтобы сократить объем обязанностей. Например, они не выполняют переходы на страницы, а анализируют лишь сниппет, чтобы определить релевантность;
- халатность обусловлена тем, что качество работы специалиста сложно определить, а Google не уделяет этому должного внимания;
- большой объем данных, нуждающийся в обработке, действительно требует отличной усидчивости.
Вакансии для асессоров Google сосредоточены на зарубежных сайтах, таких как Appen. При выборе стоит использовать запросы «оценщик/специалист поиска». Для работы нужно знание английского, высокоскоростной интернет и набор гаджетов: проверки проводятся и с компьютера, и со смартфона.
Нынешние и бывшие асессоры компании акцентируют внимание на том, что соискателю предстоит сложное собеседование длительность до 2 часов. В структуру включены практическая и теоретическая части, состоящие из разных вопросов, коммуникация осуществляется на иностранном языке. Условия работы следующие:
- 20 часов в неделю – максимальный показатель рабочего времени;
- выходные – есть;
- зарплата – в среднем 15 долларов в час (за неделю можно заработать до 300 долларов).
Это отличное предложение, учитывая, что работа не требует сверхсложных навыков или знаний. Объем задач – вариативный и изменяется каждый день, поэтому конкретизировать их на неделю вперед невозможно.
Что ожидает специалистов в компании Яндекс
Стать асессором Яндекс намного легче, первый плюс – отсутствие языкового барьера. Для старта нужно заполнить заявку, потом – выполнить тестовую задачу. Этапы, предшествующие собеседованию, следующие:
- заполнение заявки на официальном сайте Яндекс (в разделе «Вакансии»);
- прохождение тестирования, его содержание зависит от позиции, на которую претендует соискатель. Если речь идет об обычном асессоре, то предстоит исправить ошибки в сложных словах и дать объяснение термина, явления.
На финише – собеседование, которое проходит дистанционно с привлечением видеосвязи. Интервьюер, являющийся сотрудником Яндекс, предложит рассказать о себе и задаст несколько неоднозначных вопросов. Все задания могут изменяться, их определяет специализация будущего оценщика. Сегодня в компании трудятся свыше 10 тысяч асессоров, их стали привлекать с 2008 года.
Какие требования выдвигают отечественные компании
Маркетплейс Wildberries
Службу асессоров маркетплейс сформирован недавно, работа – офлайн в офисе нанимателя. Обязанностей много, специалисты занимаются:
- оценкой релевантности внутреннего поиска по определенным ключевым фразам;
- исправлением орфографических и других видов ошибок;
- перепроверкой информации.
Они должны совершенствовать алгоритм машинного обучения. Соискатель, чтобы получить работу, проходит тест, связанный со знанием русского языка и логическим мышлением. После успешного тестирования можно приступать к выполнению профессиональных обязанностей: все максимально простой.
Банк «Тинькофф»
Асессоры «Тинькофф» – яркие представители профессии, если рассматривать все отечественные компании. Они занимаются:
- проверкой орфографии в чат-ботах;
- контролем релевантности изображений;
- разметкой разных данных.
В штате – свыше 200 оценщиков машинного обучения, которые обеспечивают рост эффективности и общего качества. Требования – минимальные, специальное образование не требуется. Соискатели начальных позиций проходят онлайн-подготовку сроком 1 неделя.
Разработчик ABBYY
Компания приобрела популярность благодаря решениям, связанных с интеллектуальными методами распознавания текстов и обработки данных. Она тоже привлекает асессоров, но требования здесь более серьезные. Специалисты проводят разметку данных, созданных нейросетью. Они производят оценку с последующим внесением в документы разных объектов, а не только фраз или слов. Это могут быть геометрические и другие элементы. Коррекцией разметки занимаются специалисты, связанные с лингвистикой и близкими отраслями.
Маркетплейс Ozon
Торговая платформа предлагает свыше 3 миллионов товаров, поэтому без оценщиков работать не может, как и другие компании со схожими показателями. Штатные специалисты маркетплейса взаимодействуют с большими данными, компания привлекает сотрудников, имеющих профильное образование в области информационных технологий и маркетинга. Обучение машинных алгоритмов и проверку выдачи доверяют пользователям, работающим на Яндекс.Толока.
В заключение
Асессоры – быстрорастущее направление: потребность компаний в специалистах постоянно повышается. Этот вид услуг будет сохранять актуальность в течение ближайших нескольких десятков лет, при желании соискатель может найти работу, не имея специальных навыков, профильного обучения, а также без знания иностранного языка. Достаточно проанализировать вакансии разных компаний, потом – попробовать пройти тестирование, чтобы определить уровень сложности и свои перспективы. В компаниях, выдвигающих минимальные требования, можно получить первичный опыт, чтобы открыть доступ к вакансиям уровня ABBEYY и других гигантов рынка.