В сентябре 2020 года компания Яндекс «порадовала» владельцев сайтов новыми обновлениями, которые существенно изменили ранжирование и повлекли за собой другие неприятные сюрпризы. Помимо пандемии, вызванной распространением коронавируса, вебмастеры и владельцы сайтов столкнулись с тем, что из основной базы Яндекс было внезапно исключено большое количество страниц. Еще в начале августа многие сайты попали под санкции, которые были наложены за накрутку поведенческих факторов. Массовость перечисленных событий свидетельствует только об одном: было внедрено новое обновление (апдейт), которое разрушило устоявшуюся систему.
Проблема в сайте или в обновлении ПС: как понять?
Понижение позиций ресурса может происходить не из-за внешних, а из-за внутренних причин: заспамленный контент, фильтры ПС, теневые схема раскрутки, иные. Если владелец сайта не хочет мучить себя сомнениями, то стоит использовать специальные сервисы, которые уже проанализировали текущую ситуацию и могут дать четкую картину шторма, происходящего в выдаче.
Что такое апдейт и почему его стоит отслеживать?
Обновления (апдейты) внедряются владельцами поисковой системы с целью ее улучшения, обеспечения более прозрачного ранжирования, удовлетворения требований обычных пользователей. После внедрения апдейтов выдачу начинает штормить, что невозможно не заметить.
Классификация
Во время выполнения ранжирования поисковая система Яндекс учитывает не только качество контента, но и дополнительные факторы:
- скорость загрузки страниц;
- интерактивность блоков контента;
- скорость отклика (первое взаимодействие пользователя со страницей после загрузки последней);
- количество внутренних переходов;
- глубину просмотра, иные поведенческие факторы.
Важна перелинковка, адаптивность для мобильных устройств – огромный набор технических и поведенческих характеристик, которые невозможно предугадать. После анализа поисковые боты продвигают в ТОП не только самые релевантные, но и удобные, быстрые и адаптивные сайты. На базе этих данных обновления нужно классифицировать по предназначению:
- текстовые. Пользователь, вводя в поисковую строку запрос, должен получить максимально релевантный результат. Для решения этой задачи осуществляется обновление базы, которое позволяет добавить в индекс новые страницы, чтобы их смогли быстро найти юзеры. Такие обновления происходят регулярно с периодичностью в 1-3 дня, поэтому происходит изменение позиций ресурсов в поисковой выдаче;
- ссылочные. Обновление направлено на ссылочную массу, как внутреннюю, так и внешнюю. Новая ссылочная масса учитывается, что тоже влияет на позиции в ранжировании. Такой апдейт происходит 1 раз в 1-2 недели;
- поведенческие факторы. Поведение пользователей на сайте – важнейший фактор, который позволяет оценить общее качество. Все действия юзеров фиксируются, а потом принимаются в расчет при определении позиции в выдаче.
Многие обновления остаются незамеченными, особенно если ресурс постоянно наполняется и совершенствуется. В этом случае речь идет о мини-обновлениях, которые позволяют вебмастеру принимать стратегические решения, касающиеся улучшения сайта. Большую опасность представляют апдейты, которые проводятся несколько раз в год, ведь они являются глобальными и могут полностью изменить поиск:
- статистические данные. Перерасчет таких данных осуществляется достаточно редко, однако такое глобальное обновление может кардинально изменить первые ТОП-10 выдачи. Осуществляется 1 раз в 2-6 месяцев;
- классификационный. Апдейт затрагивает индивидуальные характеристики сайтов – от языка до географии, на базе чего осуществляется разбивка ресурсов и слов на группы;
- санкции и фильтры. Это обновление представляет интерес для владельцев ресурсов, на которые были наложена санкции. В этом случае весь ресурс или отдельные страницы не будут отображаться в поисковой выдаче – это наказание за нарушение правил. Санкции могут быть наложены за использование теневых методов продвижения и наращивания ссылочной массы, переспам в текстовом контенте, агрессивную накрутку поведенческих факторов – все то, что нарушает правила системы. Санкции можно снять, устранив выявленные проблемы. Иногда снятие происходит полностью, в другом случае – частично. Для решения этих вопросов необходимо привлекать профессионалов, которые имеют опыт выведения ресурсов из-под фильтров.
Без отслеживания апдейтов достичь стабильности не получится, поэтому изменения и нововведения нужно постоянно контролировать. Вебмастер может получить точную информацию лишь по текстовым обновлениям, которые анонсируются. Остальные новшества не разглашаются, в связи с этим нужно использовать большой пул запросов, а также отслеживать интенсивность изменений с помощью инструментов автоматизации.
ТОП-10 сервисов, которые помогут отслеживать обновления ПС Яндекс
Для контроля недостаточно косвенных признаков, поэтому в ход идут онлайн-сервисы, которые обеспечивают получение точной и актуальной информации. В основу сервисов заложены уникальные алгоритмы, для получения точной картины нужно использовать потенциал каждого из них. Список лучших приведен ниже.
- Топвизор. Сервис контролирует изменения, происходящие в региональной выдаче. Информация обновляется 1 раз в 3 часа. Оценивает интенсивность шторма, собранные данные предоставляются в форме диаграмм. Сервис обеспечивает получение данных о том, каким сферам нужно опасаться глобальных изменений и нестабильности. Имеет удобный функционал.
- Пиксель Тулс. Популярный сервис, выполняет фиксирование числа документов по датам, речь идет о документах из базы Яндекс. В сервисе предусмотрены фильтры, которые позволяют осуществить сегментацию по виду ресурса, дате и иным узким характеристикам. Обеспечивает доступ к информации о длине метатегов, количестве главных страниц в ТОП, площадках с безопасным соединением HTTPS и т. д. Сведения собраны в графики и диаграммы для удобства восприятия.
- PR-CY. В сервис интегрирован календарь, в котором можно найти сведения об изменении данных, относящихся к разным видам – от обновлений выдачи до ИКС. Для пользователей доступен виджет, который оптимизирует контроль апдейтов.
- SEOBudget. Здесь можно найти не только сведения об апдейтах, но и даты будущих обновлений, полученные в результате многоходовой аналитики. Прогнозы открывают возможности для планирования и позволяют оценить текущую ситуацию.
- Tools Promosite. Алгоритм ориентирован исключительно на Яндекс. Доступна информация о текстовых, а также ссылочных апдейтах.
- SEO-auditor. Сервис можно использовать для отслеживания штормов в Яндекс и Google, сведения фиксируются в календаре и специальном графике. Представители сервиса обеспечивают прогнозирование, касающееся тестовых и ссылочных апдейтов. Данные можно получить на электронный адрес, что позволит держать руку на пульсе событий.
- Seolik. Сервис доступен лишь для Яндекс, отличается простым функционалом, структурирование информации осуществляется через разбивку по датам. Доступны данные о выдаче и ИКС.
- Megaindex. Работает с Яндекс и Google, информация отображается в процентах с учетом новых и старых данных (сравнительная характеристика). Возможна детализация процентных данных, сортировка запросов по видам и предназначению, другие полезные данные.
- Analizsaita. Сервис с простым функционалом для контроля изменений в ПС Яндекс. Данные отображаются в процентах, доступны сведения о параметрах шторма, а также оценка его интенсивности.
- Analyzethis. Инструмент выполняет анализ выдачи Google и Яндекс, осуществляя сравнение результатов с данными предыдущего дня. Анализ проводится более чем по 100 запросам, может быть выполнено отслеживание видимости сайтов, которые пострадали во время обновления. Данные выводятся в форме таблиц и графиков.
В заключение
Осведомлен – значит вооружен! Во время очередного шторма ПС владелец ресурса, используя перечисленные сервисы, сможет быстро реагировать на внедренные изменения, что позволит проводить эффективный анализ продвижения, разрабатывать новые стратегии. Для достижения позитивной динамики нужно ориентироваться не только на требования обычного пользователя, но и поисковых систем. Избежать серьезных проблем поможет постоянное улучшение ресурса – от обновления контента до кардинального устранения технических ошибок. Перечисленные сервисы можно протестировать и выбрать несколько инструментов, которые помогут гибко реагировать на изменения и предупредить проседание позиций.