Поисковая система Google постоянно вносит изменения, затрагивающие антиспам-системы. Например, алгоритм SpamBrain, в основе которого лежит искусственный интеллект: система регулярно совершенствуется, обучаясь не только выявлять спам, но и распознавать его виды. В текущем году обновления коснулись части руководства с примерами спама. Рассказываем, чем Google порадовал владельцев сайтов и вебмастеров, как адаптироваться к новым правилам.
Что считается спамом
Маскировка
Речь идет о демонстрации контента, являющегося неодинаковым – этот метод называется клоакинг. Если поисковая система получает от сайта данные о туризме, кино или книгах, но страница содержит сведения о лекарствах или животных, то это как раз маскировка. Сюда не относится персонификация контента. Одна посадочная страница может быть наполнена разным контентом – мультилендинги разрешены. Они наполняются не только материалами для разных пользователей, но и на разных языках – такой подход не будет расценен как манипуляция выдачей, но при условии отсутствия других теневых методов.
Черное SEO
В эту группу входят скрытые текстовые блоки и ссылки, которые спрятаны на странице. Посетители сайта, как и поисковые системы, видят определенный контент, остальной скрыт за изображениями и в других зонах.
Дорвеи
Дорвеи – классический вид поискового спама, в рамках которого страница специально оптимизируется под один или несколько конкретных запросов. Цель – получение максимальных позиций в выдаче, дальше посетители перенаправляются на другую страницу или сайт. В результате трафик на основной сайт поступает с фейковых страниц, для них чаще всего привлекаются низкочастотные запросы, благодаря которым попасть на первые позиции в выдаче легко. Полезной информации для пользователей нет, инициатор заинтересован только в перенаправлении. Манипуляция направлена на извлечение выгоды: такой трафик до сих пор покупают, невзирая на риски. Антиспам-системы существенно сокращают долю страниц с перенаправлением, поэтому они встречаются все реже.
Действия хакеров
Если в игру вступают хакеры, то владелец сайта может не сразу выявить подмену и вмешательство извне. Сайт подвергся взлому, после чего на нем размещают что-то плохое:
- кусок кода, являющийся вредоносным;
- код, который перенаправляет посетителей на сайт с небезопасным кодом;
- замаскированный контент и новые страницы для фишинга.
Переоптимизация, переспам
К этой категории относятся страницы, при наполнении которых использовалось большое количество поисковых запросов. Переспам и переоптимизацию привлекают для манипулирования выдачей, не заботясь от пользе для юзеров, иногда – по незнанию, поэтому содержание ключей по отношению к общему объему тексту нужно проверять.
Ссылочный спам
Это могут быть купленные или бартерные ссылки (партнерские, когда владельцы сайтов линкуют друг друга), а также бэклинки из каталогов и другие низкого качества. Еще один недопустимый формат – ссылки, имеющие переоптимизированные анкоры, что особенно актуально для подписей на форумах. Нормальный линк может быть воспринят отрицательно, если размещен в подобной подписи.
Машинный трафик
Автоматизированный трафик – запросы от роботов или сборщиков контента. Дополнительно – программы, ориентированные на выявление позиций как страниц, так и сайтов в выдаче. Роботы работают быстро, генерирую колоссальное количество трафика ужасного качества, что требует ресурсов, в результате – снижение уровня обслуживания обычных юзеров.
Вредоносное ПО
Если сайт хранит контент, запускающий процесс установки на смартфон или другое устройство пользователя вредоносных программ или тех, которые заражены вирусом, то в ходе сканирования поисковая система выявит это. Владелец сайта может не догадываться о том, что ПО на сайте является вредоносным. Если на ресурсе хранятся исполняемые файлы, то лучше изучить рекомендации поисковика, что поможет предупредить ошибки и санкции.
Откровенная ложь
Если пользователю обещают что-то полезное, но не дают это, то может сработать антиспам-фильтр. Например, юзер хочет воспользоваться возможностями обещанного сервиса, но видит рекламу или перенаправление.
Спам, созданный автоматически
Сгенерированный или скопированный контент, не имеющий ценности, – явный спам. В эту группу относят и ссылки на сайты партнеров, которые содержат такой контент, например, копипаст описаний в карточках товаров или что-то другое.
Пользовательский спам
Характерен для сайтов, которые имеют форумы, песочницы, комментарии и другие форматы, позволяющие пользователям что-то писать. Если контент не модерируется, то авторы начнут размещать ссылки на сомнительные ресурсы, продвигать другие сайты и выполнять иные теневые действия. Все это нужно удалять и фильтровать, чтобы избежать накопления спама.
Заключение
Что делать, если сайт теряет позиции после октябрьского обновления антиспам-алгоритма
- Обязательное изучение отчетов и уведомлений, которые поступали в панель Search Console. Проблема может быть явной, учет рекомендаций поможет быстро устранить ошибки.
- Отказ от теневых схем продвижения, накрутки и других: инструменты поисковой системы оперативно определяют их, потом – накладывают санкции, некоторые из которых снять практически невозможно.
- Взглянуть на сайт с точки зрения пользователя. Важно понять, насколько экспертный и релевантный контент размещен на страницах. Второй фактор – отсутствие обмана пользователей и ввода в заблуждения. Дополнительно – корректность навигации, чистка спама на форумах, в отзывах, комментариях.
Стоит внимательно проанализировать требования и рекомендации, разработанные командой поисковой системы. Можно заняться изучением SEO и инструментов для самостоятельного развития сайтов. Если времени на это нет – заказать профессиональный SEO-аудит, в рамках которого будет выполнен анализ основных параметров, выявлены ошибки и разработаны советы по их устранению (специалисты все исправят без привлечения заказчика) – это самый быстрый и надежный вариант.